Текстурная паста. Текстурные пасты и их использование

Если занимаетесь творчеством и понадобилась структурная паста, своими руками ее сделать проще простого. В данном материале узнаете, как быстро сделать пасту из подручных средств.

Структурная паста – это специальное средство для рисования объемных фигур, которое можно приобрести в специализированном магазине или сделать самостоятельно. Бывают ситуации, когда может потребоваться структурная паста, но в наличии ее нет. Это не повод расстраиваться, ведь структурную или текстурную пасту легко создать самому.

Паста из косметики

Самый простой рецепт, который может сделать абсолютно каждый человек, у которого в наличии есть следующие ингредиенты:

  • клей ПВА универсальный;
  • румяна, тени, пудра и другая подобная косметика.

Косметические средства могут быть просроченными, на качество изготовленной пасты это не повлияет.

Совет на будущее: может быть не стоит сразу выкидывать просроченные тени, ведь они могут пригодиться в рукоделии.

Итак, легкий мастер-класс по изготовлению текстурной пасты.

Берем клей ПВА универсальный.

Почему именно универсальный? Его консистенция более выигрышная, воды он не боится. А для различных видов рукоделия, например, для декупажа, водостойкость – важное качество.

Затем выбираем подходящие по цвету косметические средства:

Это могут быть разбившиеся тени или румяна – без разницы. Плюс такого способа создания пасты заключается в том, что мастер как истинный художник может смешивать любые цвета, добиваясь той уникальности, которая задумана.

Для создания качественной структурной пасты, консистенция которой будет идеальна для создания фигур, украшения, очень важно тщательно перемолоть косметику. Это можно сделать как в ступе, так и подручными средствами, например, в двух столовых ложках или с помощью скалки пройтись по завернутым в фольге теням.

После того как мы добились необходимой, невесомой консистенции, смешиваем клей ПВА и косметику до необходимого цвета и консистенции. Для густоты при желании можно добавить в смесь крахмал.

Структурная паста готова!

Из шпатлевки

Когда нужна более плотная, эластичная, тянущаяся структурная паста, то помимо клея ПВА универсального предпочтительно использовать акриловую шпатлевку. Почему акриловую? Такая шпатлевка выгодно отличается от гипсовой тем, что она водоустойчивая. В творчестве при декорировании важно использовать средства, которые не разрушаются от воздействия влаги. Когда вкладываешь душу в создание прекрасного и получаешь идеальный на выходе результат, то возможно сильное разочарование, если созданная красота погибнет от воздействия воды.

Что необходимо для создания пасты на основе шпатлевки:

  • акриловая шпатлевка, которую можно приобрести в любом строительном магазине;
  • клей ПВА универсальный.

Смешиваем клей и шпатлевку в пропорции 1 к 3, соответственно. Размешиваем до однородной массы, при этом в готовящуюся смесь можно добавлять указанные ингредиенты в зависимости от желаемой густоты пасты. Получается эластичная, тягучая смесь, работать с которой сплошное удовольствие. Наносить ее можно шприцом или тюбиком. Хранится приготовленная таким методом структурная паста не более двух недель, про запас ее нельзя делать.

Такую пасту не желательно разбавлять водой, так как меняется структура, паста становится непригодной для использования.

С использованием крахмала

Если нужная более густая, объемная паста, например, для «снежного» эффекта, или создания объемных фигур, то к шпатлевке и клею ПВА надо добавить крахмал. На выходе получается замечательная масса, быстросохнущая, прочная, очень легкая.

После высыхания созданные фигуры получаются матовыми. Это идеальная структурная паста для создания фигур, трафаретов. Ее можно использовать, создавая объемные фигуры – паста замечательно заполняет собой любые формы.

Одна из самых капризных смесей – зубная паста, крахмал, клей ПВА универсальный. Приготовить ее проще простого: примерно в одинаковых пропорциях замешиваются все ингредиенты до однородного состояния. Получившейся пастой с помощью шприца можно рисовать причудливые узоры, которые сохнут достаточно быстро. Единственный минус – получившиеся из этой пасты фигуры, рисунки совсем не прочные. Легко может отколоться кусочек от созданного шедевра. Мы разобрали основные виды структурных паст, которые делаются самостоятельно из подручных средств.

Как использовать текстурные пасты в декорировании.

Профессиональные секреты и советы.

В последнее время появилось очень много материалов для создания красивых и практичных вещей, а в умелых руках позволяют использовать удивительные эффектные приемы декорирования. Как и в каких случаях их применять я вам и расскажу.

Modeling Paste от PEBEO
Цветные текстурные пасты от Фабрики Декора
Текстурная паста с песком от Фабрики Декора
Глянцевый деко-гель от Фабрики Декора
Структурная паста Snow от Maкgo
Текстурная паста с песком от Сонет
Текстурная паста MALTA MICACEA от Ferrario
Акриловая паста Silver/Gold от Marabu

Все эти материалы помогают успешно решать художественные задачи и воплощать задуманные декораторские идеи. Но важно понимать, какие из них уместнее и эффективнее для конкретных ситуаций.

Итак, с помощью текстурных паст можно создавать объемные узоры на декорируемой поверхности используя трафареты или создавая собственные рисунки. Для этого нужна загрунтованная поверхность, трафарет, мастихин и пасты.

Могут быть однородными, то есть по консистенции напоминать гладкую шпаклевку или иметь специфическую структуру. Для придания текстуры используют песок различных фракций, мраморную крошку или другие материалы. Такие пасты уместно использовать для декора предметов в стиле бохо, когда вы создаете искусственные потертости, эффекты состаривания и пр. Пасты могут быть белоснежными, как Snow от Margo, или же сероватыми, как Паста с песком от ТМ Сонет. Последняя при высыхании немного светлеет, однако если вам нужен рисунок белоснежного цвета, лучше предварительно добавить в пасту акриловую краску.


Текстурные пасты с крупными фракциями отлично подходят для декорирования новогодних предметов так как очень похожи на снег. В этом случае уместно использовать Snow от Margo. Однако учтите, что трафареты с мелкими рисунками не подойдут, т.к. большие крупинки пасты не подходят для проработки узких линий на трафаретах.

Если вам нужно создать объемные, но маленькие снежинки, лучше использовать цветные или подкрашенные вами пасты с песком. Подойдут гладкие текстурные пасты типа Modeling Paste от PEBEO или цветные текстурные пасты от Фабрики Декора. Результат будет отличаться. Пасты с песком дают шероховатые и не всегда с ровными краями рисунки. Гладкие пасты и деко-гели образуют глянцевые рисунки с идеальным контуром повторяющим все тонкости трафарета. Надо заметить, что пастами с песком работать легче, так как погрешность в контурах менее заметна, но с другой стороны, очень тонкие фоновые узоры гораздо эффектнее выглядят если вы используете гладкие пасты.

Появившиеся недавно деко-гели от ТМ Фабрика Декора имеют гладкую структуру, но в отличие от обычных текстурных паст более плотные, вязкие.

Работа с ними требует определенного навыка. Например, если площадь рисунка большая, необходимо следить, чтобы паста легла равномерно, одним мазком, иначе на выпуклой картинке получатся некрасивые полосы напоминающие шрамы. На блестящей поверхности деко-геля они неуместны. И если другие текстурные пасты после высыхания можно подчистить наждачной бумагой, убрав неровности и шероховатости, то с деко-гелем этот прием не получится, так как «шрамы» не уйдут, а поверхность перестанет блестеть. Однако экспериментировать с деко-гелями стоит, потому, что с их помощью можно сформировать красивые оригинальные эффекты! Производитель позаботился о цветовой гамме предоставив нам и нежные пастельные оттенки и легкий глянцевый блеск. Бывают ситуации, когда заменить деко-гели другим материалом не возможно.

Работая длительное время с текстурными пастами начинаешь понимать, какая именно паста нужна для решения тех или иных задач. Физические свойства паст разные - время высыхания, прочность, вязкость.Нужно запомнить некоторые правила, которые помогут избежать ошибок. Более жидкие по консистенции пасты, как правило производятся в тюбиках. Это Modeling Paste от PEBEO, а также золотые и серебряные акриловые пасты от Marabu.

Работать с ними не просто, особенно с трафаретами, так как в момент снятия трафарета рука не должна дрогнуть, иначе края размажутся и придется все снимать, оттирать и накладывать пасту заново. Начинать учиться лучше с простых и небольших по площади трафаретов. Учитывайте, что тонкие узорные рисунки вы сможете создать только с помощью таких паст – они идеальны!

Цветные пасты от Фабрики декора имеют гладкую текстуру и высокую плотность, продаются в банках. Пригодны для решения задач, когда нужно создать тонкий рисунок или рисунок с большой площадью поверхности. После высыхания легко корректируются наждачной бумагой, даже слишком легко, так что не переусердствуйте. Если нужно создать эффект старого потрескавшегося рисунка, вам понадобятся именно эти баночки. Гамма цветов очень радует!

Текстурные пасты с песком универсальны. Если песок мелкий, то вы сможете решать почти любые задачи, будь-то нежные орнаменты или крупные картинки. Пасты с песком, как правило выпускаются белого или серого цвета, но их легко затонировать акриловой краской, даже насыщенного цвета и паста не потеряет своих свойств. Учтите, что после высыхания ее непросто будет корректировать с помощью наждачной бумаги. Вопреки ожиданиям, она не крошится как мел, а напоминает скорее засохшую жевательную резинку, видимо благодаря содержащемуся в составе клею, который и приклеивает ее к поверхности. Так что если нужно что-то убрать, делайте это до того, как материал начнет затвердевать.

Пасты с крупными фракциями имитирующие снег подходят идеально для того, для чего они были задуманы - новогодний декор. Чтобы получились ажурные снежинки необходим трафарет покрупнее, однако для этой работы специальные навыки не требуются.

И, наконец, несколько общих правил для работы с текстурными пастами:

  • снимать трафарет нужно сразу, не позже чем через 5 минут, после чего сразу же его вымойте;
  • если вы работаете с жидкими гладкими пастами, глубокие 3D трафареты лучше не использовать;
  • самоклеющиеся трафареты нужно снимать сразу после нанесения пасты, иначе она застынет, трафарет растянется и придет в негодность.

Удачи, креативных идей и вдохновения!

Небольшой фото мастер-класс, как, собственно, это выглядит:

Подготовьте , и декорируемую поверхность. Она должна быть сухой и ошкуренной.

Приложите трафарет, по краю его можно зафиксировать малярной лентой, но, если вы верите в свои силы, можно придерживать рукой. Нанесите мастихином пасту на трафарет, делайте это аккуратно, чтобы не задеть мелкие детали трафарета.

Аккуратно снимите трафарет. Подождите, пока паста застынет.

Спеціально для сайт

Олена Пихур, Фейсбук: Забаганки, Магазин Аксесуарів.

Меня часто спрашивают о свойствах этих продуктов, об их отличиях, о том, для чего они предназначены, и стоит ли их приобретать. Я решила ответить на все вопросы в одном посте. Возможно, для вас это тоже будет актуальная и полезная информация.

Все три продукта предназначены для создания текстуры и рельефа на поверхности вашей работы (это может быть бумага, холст, картон, дерево, пластик, ткань и т.д.). Способ по своей сути одинаков, а вот результаты немного разные.

Начнем с внешнего вида и консистенции.

В линейке каждого продукта есть паста/гель базового белого цвета, а есть уже сразу цветные. Мои фавориты в работах - белые, потому что я почти всегда использую в дальнейшем спреи, но у меня есть несколько цветных паст обычных и с песком, и цветные гели, которые я с удовольствием применяю.

С обычной текстурной пасты лучше всего салфеткой снимается спрей, оставляя пасту практически не окрашенной.

Текстурная паста с песком активно впитывает в себя цвет спрея. Больше всего окрас приобретают именно эти частички песка в пасте. На последнем фото коллажа вы также можете видеть, что перламутровые частицы спрея с эффектом располагаются ближе к рельефу пасты.

Гель немного впитывает краску, если ее сразу протереть салфеткой, но резист-эффект довольно очевиден.

Это была основная информация о данных продуктах. А сейчас я вам покажу свои небольшие эксперименты. На самом деле экспериментировать, смешивая различные продукты ТМ "Фабрика Декору " можно очень много. Я покажу всего лишь несколько. И призову вас ни в коем случае не жалеть пасту из заветной и долгожданной баночки, а обязательно сесть и попробовать на небольших образцах что-то свое!! Можно даже немного почувствовать себя химиком, смешивая одно с другим и добиваясь новых эффектов:)

Эксперимент №1.

Я смешала данные три продукта с перламутровой черной пудрой . Взяла приблизительно одинаковое количество каждого продукта и одинаковое количество пудры. А какие разные получились оттенки!

Тестурная паста с песком поглотила весь перламутр из пудры, и стала просто серой матовой. Внутри обычной текстурной пасты есть небольшие частички перламутра. А вот в дуэте с деко-гелем пудра еще больше блестит, видно весь перламутр, но при этом не остается на пальцах;)

Остатками данных смесей я попробовала сделать эффект омбре. Получилось интересно, хотя подобные манипуляции лучше проделывать с одной пастой или гелем, делая несколько оттенков. Просто добавляем меньше или больше пудры.

Эксперимент №2.

Самый стандартный, простой и всем знакомый. Смешиваем пасты и гель с акриловой краской. Я выбрала цвет "Коралл" .

Смешивала приблизительно одинаковое количество акрила и паст/геля. Цвета получились почти одинаковые, совсем немного отличаются оттенки. Паста с песком получилась светлее всего.

Также был интересен тот факт, что если глянцевый гель смешать с акриловой краской, он не становится матовым и не теряет свой глянец. Что большой плюс:) Кстати.. пасты и гель с акриловой краской сохнут быстрее, чем без нее (мне так показалось, время я не засекала).

Эксперимент №3.

Мне стало интересно.. Что же произойдет с белым деко-гелем, если его смешать с... дропсами с глиттером. Я выбрала достаточно темный и насыщенный цвет - Мерцающий изумруд . При смешивании получила очень приятный мятный цвет субстанции (мятный! не это ли счастье?).

Эффект при высыхании мне очень понравился. Глянцевый, полупрозрачный рельеф с глиттером внутри! Думаю, что еще не один раз так буду делать;) И да! Сохнет на воздухе все вместе почти молниеносно!

Эксперимент №4.

Через трафарет я нанесла сиреневый деко-гель, и не дожидаясь его высыхания, посыпала хрустальным топпингом мини , а затем немного и аккуратно вдавила его пальцами в гель.

Получились сахарные листики:) Можно смело вырезать и использовать в качестве декора.


Подобные манипуляции я проделала с белым деко-гелем, другой маской и глиттером Серебро , посыпав рельеф ракушек частично, а не целиком.


И небольшой лайфхак от меня:
Если ваши маски стали уж очень некрасивыми от засохших паст, то просто протрите их ватным диском, смоченным в обычной жидкости для снятия лака с содержанием ацетона. Особенно это актуально, если на маске осталась цветная паста, а вы хотите нанести белую, и вам важно, чтобы она не окрасилась.


А сейчас несколько примеров, как смотрятся пасты и гели в работах!

Деко-гели


работа Yuliana
работа

Текстурные пасты могут использоваться как сами по себе, так и как универсальные добавки к красками. Пасты способны придать краскам глянцевый или матовый эффект, добавить новых свойств, например замедлить или ускорить их высыхание. В случае самостоятельного использования, текстурные пасты помогают добиться особых декоративных эффектов: показать объем и добавить выпуклых деталей композиции и даже создать фактурный барельеф. С их помощью также легко создать имитацию задуманных текстурных поверхностей: железо, лед, стекло, кристаллы и проч. Новые сочетания этих средств позволяют создавать новые неожиданные эффекты.

Пасту можно наносить ненужной пластиковой картой, шпателем или стеком. После нанесения пасты все инструменты следует сразу помыть или вытереть салфеткой. Обычно текстурные пасты легко смешиваются с красками до начала работы или окрашивается в ее конце после высыхания состава. Время высыхания паст, как правило, зависит от толщины слоя и составляет от 2 часов до нескольких дней. После застывания они, как правило, становится твердыми и водостойкими. Все пасты следует беречь от замерзания.

Ассортимент текстурных паст достаточно велик. По опыту: они бывают матовые/глянцевые, при высыхании дают гладкую/шероховатую поверхность/с трещенками/блестящие.

Рассмотрим несколько (в итоге получилось их почему-то 13) текстурных паст разных производителей, которых можно встретить у нас в магазинах:

Текстурная паста «Сонет»

состав на основе водной акриловой дисперсии. Предназначена для формирования объемного(рельефного) покрытия на любой поверхности. После высыхания образует прочный эластичный несмываемый водой рельеф. Высохшую поверхность можно окрашивать акриловыми, темперными, гуашевыми, масляными красками. Производитель ЗХК "Невская палитра"

Текстурные пасты Ferrario

Предназначены для формирования объемных деталей работы. После высыхания образуют прочный несмываемый водой рельеф, поверхность можно окрашивать акриловыми, темперными, гуашевыми и масляными красками. Производитель Ferrario Италия.

Паста акриловая структурная "Античные трещины"

Паста позволяет получить эффект античных трещин. С помощью шпателя покрыть поверхность неровным слоем толщиной 2-3 мм. Производитель ARS Hobby.

Паста акриловая рельефная (тонкая и грубая)

Паста отлично смешивается со всеми водорастворимыми красками, акварелью, гуашью, акрилом. Высохшая паста имеет шероховатую пористую поверхность и отлично принимает любые краски от акриловых до масляных. Смесь пасты с красками очень пластична, и позволяет выполнять различные рельефные работы, в том числе с использованием трафаретов. Бывает разных цветов. Небольшие мк от производителя тут и тут. Производитель ООО «ТАИР»"

Текстурное средство

Глянцевый гель сверхсильной фиксации для придания объема и 3-D эффекта). Густой гель для создания объемного эффекта. Для создания объемных текстур на жестких поверхностях. После высыхания становится жестким и водоустойчивым. Производство REEVES (Англия).Структурная паста содержит в массе частицы (крупные или мелкие), придающие поверхности шероховатый эффект. После высыхания декорируемую поверхность можно покрыть акриловой краской. Доля краски в смеси не должна превышать 20 %. Полученный оттенок будет иметь пастельный тон, т.е.содержание белого цвета является преобладающим.Моделирующая паста даёт глянцевый блеск. Представлена в нескольких цветах.Высохший слой устойчив к внешним воздействиям - влажность, температура и т.п. Слой, в зависимости от толщины, высыхает от 2 часов до суток. Кисти и инструменты сразу после работы промойте уайт-спиритом. Производитель: Marabu GmbH Co.KG, Германия.

Marabu структурная и моделирующая паста

Структурная паста содержит в массе частицы (крупные или мелкие), придающие поверхности шероховатый эффект. После высыхания декорируемую поверхность можно покрыть акриловой краской. Доля краски в смеси не должна превышать 20 %. Полученный оттенок будет иметь пастельный тон, т.е.содержание белого цвета является преобладающим.

Моделирующая паста даёт глянцевый блеск. Представлена в нескольких цветах.Высохший слой устойчив к внешним воздействиям - влажность, температура и т.п.

Слой, в зависимости от толщины, высыхает от 2 часов до суток. Кисти и инструменты сразу после работы промойте уайт-спиритом. Производитель: Marabu GmbH Co.KG, Германия.

Sennelier структурные гели Raphael

Идеален для создания рельефов. Создает гранулированные структурные эффекты. Гель может быть смешан с акриловыми красками перед использованием или раскрашен после высыхания. При работе с мастихином достигается наилучший эффект. Мелкозернистый гель Raphael после высыхания похож на мелкий песок. Крупнозернистый гель Raphael после высыхания похож на камни. Производитель: Max Sauer s.a.s., Франция.

Viva Decor структурная паста с мелкими частицами

Образует фактурную матовую поверхность выбранного оттенка. Такая паста бывает еще с металлическим эффектом. Придаёт декорируемым объектам 3х-мерный фактурный вид с металлическим блеском поверхности. Паста содержит мелкие частицы, формирующие шероховатую структуру и представлена в разных оттенках. Производитель: Viva Decor GmbH, Германия.

Структурные пасты Solo Goya

Универсальная. Средство на водной основе, подходит для создания коллажей, рельефного декора предметов интерьера. Гладкая однородная масса белого цвета для создания фактурных эффектов. В массу удобно включать различные природные и другие материалы: камни, дерево, текстиль, мозаику, стразы и проч. Таким образом, ее можно использовать в качестве объемного клея для работы с декоративными элементами. При застывании паста становится твердой и не смывается водой. Паста легко смешивается с акриловыми красками или окрашивается.

Производитель KREUL (Германия).

Перламутровые кристаллы.

После высыхания становится твердым прозрачным гелем со стеклянными гранулами. Подходит для использования на любых поверхностях в различных техниках: создание коллажей, рельефного декора предметов интерьера, открыток. Изначально паста имеет молочный цвет и содержит гранулы, похожие на снег. После застывания паста становится твердой и полностью прозрачной, а стеклянные гранулы отражают свет, подобно драгоценным кристаллам или капелькам росы. Особенно красиво паста смотрится при декоре на стеклянной поверхности. Паста легко смешивается с акриловыми красками или окрашивается после застывания витражными красками. Работая с пастой, часто используют трафарет.Производитель KREUL (Германия).

Масса DECO для моделирования текстиля, кожи и бумаги

Паста-отвердитель на водной основе для дизайнерской работы с тканями, кожей и бумагой. Служит для объемного моделирования, придавая гибким поверхностям жесткость, отвердевает на воздухе или в печи. Расход пасты приблизительно: 150 мл (одна банка) на площадь 40х40 см. При комнатной температуре высыхает на воздухе за 2-3 дня, становясь прозрачной и придавая изделию новую форму и жесткость. Сократить время высыхания до 10-15 минут можно при помощи фена. Основу можно покрасить до или после использования пасты.

Плотный блестящий гель MEDIUM,№ 723

Гель с эффектом "жидкого стекла", может использоваться в качестве трансфертного геля для переноса изображения. После высыхания гель становится прозрачным, твердым как стекло. Отлично подходит как для имитации стеклянных поверхностей, так и для добавления рельефа непосредственно гладкому стеклу, пластику, пленкам. Можно использовать в качестве объемного клея для работы со стразами, камушками и прочими декоративными элементами. Производитель Maimeri, Италия.

Структурная паста Maimeri, Железо темное, № 728

Густой медиум графитного цвета для создания фактуры. Может использоваться в качестве основы или грунта в живописи, выделяя яркость акриловых красок при дальнейшей работе. Если нанести пасту на деревянный или керамический предмет, то можно создать имитацию кованного железа.- Хотя паста очень красива в чистом виде, видоизменить ее цвет можно при добавлении нового акрилового состава, например, золотой акриловой краски. В пасту можно вносить декоративные элементы, используя ее в качестве клея. Производитель Maimeri, Италия.

Вот я и купила январский номер "Делаем сами", где должна была выйти моя обзорная статься по структурным пастам (с посыла Лары).... вышла! Только она, конечно, подсократилась (это понятно, я то писала ни к чему не привязываясь, а тут все же макет и место, свои ограничения), но все равно приятно:)

Структурные пасты - это густые составы на водной акриловой основе, которые позволяют добиться различных фактурных и рельефных эффектов. Благодаря как раз своей акриловой основе они хорошо ложатся на любую поверхность (дерево, картон, металл, ткань, бетон, стекло и т.д.), практически не пахнут, разбавляются и следовательно отмываются водой, правда до своего высыхания. После высыхания приобретают водоустойчивость. Структурные пасты можно использовать как добавку к акриловым и др. водным краскам, чтобы придать густоту и фактурность мазку, а можно (и нужно) использовать самостоятельно для создания рельефных поверхностей, имитируя различные материалы: камень, железо, терракоту, песок, снег, стекло и т.п.

Для нанесения структурных паст подходят шпатели (пластмассовые, резиновые, металлические), мастихины, плоские синтетические кисти. Выбор инструмента зависит от того, какого рельеф вы хотите получить. Кстати, для проработки рельефа могут пригодиться и такие предметы как вилки, гребенки, палочки и зубочистки.

Структурные пасты можно разделить на несколько групп .

Есть пасты, которые лучше подходят для создания декоративных эффектов и хорошо смотрятся уже сами по себе без дополнительной колеровки. Это золотые и серебряные структурные пасты, гели и пасты с глитерами и блестками. Достаточно их нанести на декорируемую поверхность через трафарет и вот уже готовый объемный элемент. Хотя, конечно, и эти пасты можно окрашивать или смешивать с акриловыми красками, чтобы оттенить и обогатить исходный цвет.

Есть пасты, которые предназначены для достижения дополнительного объема изображения, так называемые объемные (volume) и опухающие. Такие пасты могут быть прозрачными, что позволяет использовать их не только как основу для объемных элементов, но и для нанесения поверх изображения, например в техниках объемного декупажа.

И наконец, есть пасты, которые идеальны для создания фактурной поверхности - основы, для дальнейшего декора. После высыхания их можно тонировать различными красками на водной основе от акриловых до акварельных, патинировать, декорировать в технике декупаж, использовать техники золочения и пр. В составе таких паст часто имеются более или мене грубые вкрапления: частички пемзы различной зернистости, стеклянные шарики, слюда. Кроме своей консистенции они могут различаться по цвету и весу. Эти пасты также прекрасно подходят для создания декоративных коллажей и фресок. Давайте остановимся подробнее на некоторых из них, и попробуем разобраться в их особенностях.

ПАСТА АКРИЛОВАЯ РЕЛЬЕФНАЯ (тонкая ), Таир. Относится к универсальным пастам. Может смешиваться с красками (акрилом, темперой, гуашью). Прекрасно впитывает краски и после высыхания. Имеет достаточно гладкую текстуру и небольшой вес (не утяжеляет работу). Может немного растрескиваться при высыхании, особенно если для сушки использовать фен. Если добавить акриловый лак, паста приобретает большую пластичность и медленнее высыхает, что позволяет поработать с рельефом подольше. Время высыхания от 1 до 5 часов в зависимости от толщины слоя (при использовании фена можно сократить время высыхания до 10-20 мин.). Высохшая паста имеет матовую пористую поверхность, хорошо шкурится, водоустойчива, но имеет некоторую хрупкость. Еще одно достоинство этой пасты невысокая стоимость.

Кроме тонкой рельефной пасты, есть и грубая, она имеет более выраженную шероховатую текстуру, но и больший вес, поэтому подходит скорее для настенных работ.

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ПАСТА, Marabu (белая ). Эту универсальную акриловую пасту можно отнести и к группе декоративных паст, т.к. она имеет глянцевую поверхность после высыхания и есть кроме белой уже окрашенные золотая и черная. По текстуре она очень похожа на рельефную пасту Таир (рассмотренную выше), но более пластична и не такая пористая после высыхания. С помощью мастихинов и шпателей ею легко создавать рельефную поверхность. После высыхания очень устойчива, хорошо тонируется, очень легкая. Время высыхания от 2 до 24 часов в зависимости от толщины слоя.

СТРУКТУРНАЯ ПАСТА, Marabu . Есть три вида этой структурной пасты: мелкая, средняя и крупная. Соответственно в совей текстуре она имеет крупинки (похожие на пемзу или песок) различной зернистости. Ну и, конечно, мелкая паста самая легкая, хотя и крупная паста этого производителя вовсе не такая тяжелая, как грубая рельефная паста Таир. Хорошо подходит для создания эффекта старой стены, песка, снега (также в зависимости от зернистости, крупная более грубая фактура, мелкая - легкая шероховатость). Время высыхания от 2 до 24 часов в зависимости от толщины слоя. После высыхания хорошо тонируется.

СТРУКТУРНАЯ ПАСТА «SOLO GOYA». Также бывает грубая и мелкая. Эта паста имеет выраженную шероховато-зернистую текстуру, что позволяет хорошо имитировать песчаную поверхность. При этом достаточно легкая. Хорошо смешивается с акриловыми красками, и хорошо окрашивается после высыхания. Также после высыхания имеет матовую поверхность, водоустойчива. Время высыхания от 2 до 24 часов в зависимости от толщины слоя.

ТРЕСКАЮЩАЯСЯ ПАСТА MEDIUM, Maimeri . Очень густая вязкая паста, на поверхности которой после высыхания образуются трещинки. Величина трещин зависит от толщины слоя пасты, чем толще слой тем более выражены трещины. Т.к. основной эффект этой пасты именно в трещинах, ее следует наносить пастозно, не увлекаясь рельефом. Время высыхания зависит от толщины слоя. После высыхания имеет слегка бежеватую матовую поверхность, хорошо шкурится и тонируется. Из недостатков, наверное, можно указать большой расход, т.к. для получения выраженного эффекта требуется довольно толстый слой.

ПАСТА ГРАНИТНАЯ MEDIUM, Maimeri . Паста средней густоты с мелкими жесткими гранулами, напоминающими серый гранит. Хорошо подходит для имитации поверхности камня и песка. Можно сочетать с универсальными пастами. После высыхания имеет слегка глянцевую поверхность с темно-серыми вкраплениями, хорошо тонируется. Сохнет эта паста дольше универсальных, но после высыхания очень устойчива, практически не поддается шкурению.

Подытоживая надо сказать, что время сушки всех паст можно сократить при помощи горячего фена, но быстрее всех, при равных условиях, высыхает АКРИЛОВАЯ РЕЛЬЕФНАЯ ПАСТА Таир, она же самая недорогая. Достоинством импортных паст является очень хорошая устойчивость после высыхания, и меньший вес, особенно это важно для грубых паст. Так же среди паст иностранных производителей гораздо больше вариантов текстур и цвета.

Еще несколько советов . Для имитации фрески рекомендую наносить пасты шпателем или мастихином имитируя движения мастерка штукатура. Эффект снега хорошо получается с помощью мелких паст при нанесении губкой. Также с помощью губки и шкурки можно имитировать поверхность известняка. При создании коллажей или просто сложного декоративного фона можно делать рельеф на слое универсальных паст путем отпечатков различными предметами (узорчатыми пуговицами, штампами и пр.). Иногда, если паста не достаточна густая, для получения сложного рельефа, можно перед началом работы выждать от 5 до 15 минут, чтобы паста приобрела нужную консистенцию.

Все инструменты хорошо промывайте водой сразу после использования.

Я уверена, что структурные пасты значительно расширят горизонты вашего творчества, и вы обязательно найдете свои приемы работы с ними, а может быть откроете новые интересные эффекты.

Художник-декоратор Наталья Жукова.

Кстати, для тех, кто прочитает оба варианта: интересно, узнать ваше мнение, много ли статья потеряла после сокращения, или я зря так размахнулась?